АДМИНИСТРАЦИЯ АЛТАЙСКОГО КРАЯ ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ АЛТАЙСКОГО КРАЯ
ПРИКАЗ |
______________2015г. №________ г. Барнаул |
О реализации краевого проекта «Становление основ духовно-нравственного воспитания в дошкольной образовательной организации в условиях реализации ФГОС ДО» |
В целях повышения эффективности работы дошкольных образовательных организаций по формированию навыков жизнестойкости воспитанников
п р и к а з ы в а ю:
1.Организовать работу по реализации краевого проекта «Становление основ духовно-нравственного воспитания в дошкольной образовательной организации в условиях реализации ФГОС ДО» на период 2015-2017 (далее – «Проект») в пилотных дошкольных образовательных организациях.
2. Утвердить:
2.1. Паспорт (приложение 1) и план мероприятий (приложение 3) по реализации Проекта на 2015-2017 учебный год;
3. Закрепить за пилотной дошкольной образовательной организацией тему Проекта и консультанта (приложение 2).
4. Назначить:
4.1. Научными руководителями Проекта преподавателей ФГБОУ ВО « Алтайского государственного педагогического университета»: Ю.В. Атемаскину, к.п.н., кафедры дошкольного и дополнительного образования Института психологии и педагогики и С.А. Ан, д-р филос. наук, профессор кафедры философии и культурологии АлтГПУ.
4.2. Ответственным за организацию и координацию работы по реализации Проекта в муниципальных дошкольных образовательных организациях О.Г. Цирн, ведущего специалиста отдела дошкольного образования Главного управления.
5. Контроль исполнения данного приказа оставляю за собой.
Заместитель начальника Главного управления |
М.В. Дюбенкова |
Цирн Ольга Георгиевна (3852) 63 70 69
Приложение 1 Утверждено приказом Главного управления образования и молодежной политики Алтайского края «___» ___________ 2015 г. № ________
|
ПАСПОРТ ПРОЕКТА
Наименование проекта |
Становления основ духовно-нравственного воспитания в дошкольной образовательной организации в условиях реализации ФГОС ДО |
Основания для разработки проекта |
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы, утвержденная Указом Президента РФ от 01.06.2012 № 761; Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р. |
Основные разработчики |
КГБУ ДПО «Алтайский краевой институт повышения квалификации работников образования», кафедра дошкольного образования. |
Исполнители |
МБДОУ центр развития ребенка – «Детский сад №133» Октябрьского района г. Барнаула, МАДОУ «Детский сад №264» Индустриального района, г. Барнаула, МБДОУ «Детский сад № 134» Железнодорожного района, г. Барнаула, МБДОУ детский сад №8 комбинированного вида 2 категории города Алейска Алтайского края. |
Цель проекта |
Обобщение и распространение (диссеминация) опыта работы по духовно-нравственному воспитанию в дошкольной образовательной организации в условиях реализации ФГОС ДО пилотных дошкольных образовательных организаций в дошкольную образовательную практику. |
Задачи проекта |
1. Организация проектирования программ по духовно-нравственному воспитанию в дошкольной образовательной организации в условиях реализации ФГОС ДО пилотных дошкольных образовательных организаций. 2. Обеспечение консультационного и методического сопровождения в реализации программ духовно-нравственного воспитания в дошкольной образовательной организации в условиях реализации ФГОС ДО пилотной дошкольной образовательной организации. 3. Разработка и реализация методических рекомендаций по внедрению духовно-нравственного воспитания в дошкольной образовательной организации в условиях реализации ФГОС ДО в практику работы дошкольных образовательных организаций Алтайского края. |
Сроки реализации проекта |
сентябрь 2015 – август 2017 |
Ожидаемые результаты |
Размещение отчетных материалов по результатам реализации проекта на новостном сайте Главного управления, АКИПКРО (1;2 новости в месяц); Методические рекомендации по организации деятельности дошкольных образовательных организаций Алтайского края, направленных на формирование представлений у воспитанников о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций многонациональной культуры России ; Родители детей, посещающих экспериментальные группы пилотных детских садов, повысят качество собственных воспитательных практик; Внедрены инновационные технологии работы с детьми и родителями по социализации детей дошкольного возраста в многоконфессиональной среде, выработки навыков ответственного (позитивного родительства); Пакет развивающих игр и заданий, обеспечивающих развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности в соответствии с целевыми ориентирами по духовно – нравственному воспитанию; Критерии оценки результатов деятельности дошкольной образовательной организации по итогам реализации проекта. |
Критерии оценки эффективности реализации проекта |
Наличие образовательного содержания, дидактического обеспечения, эффективных культурных практик, направленных на формирование основ духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста. |
Ресурсы (информационные, экспертные, кадровые, организационные, материально-технические) |
Информационные ресурсы: сайты Главного управления, АКИПКРО, образовательных организаций. Экспертные: научные руководители проекта. Кадровые ресурсы: педагогический коллектив пилотных ДОУ; научные руководители проекта. Организационные: нормативно-правовые документы, регламентирующие реализацию проекта. Материально-технические ресурсы пилотных ДОУ. |
Партнеры |
ФГБОУ ВПО «Алтайский государственный университет»; ФГБОУ ВПО «Алтайский государственный педагогический университет». |
Целевая аудитория |
Руководители ДОО, педагоги и специалисты дополнительного образования дошкольных образовательных организаций, воспитанники и родители (законные представители). |
Система управления проектом (формы контроля) |
Аналитическая справка по результатам реализации проекта на каждом его этапе. Презентация опыта на новостном сайте, стажерских практиках, конференциях, семинарах, в СМИ. |
Перспективы развития проекта |
Внедрение успешных практик в дошкольные образовательные организации Алтайского края с 15.09.2017. |
Информационные источники |
Сайт Главного управления образования и молодежной политики Алтайского края; сайты образовательных организаций (КГБОУ «АКЦДК», КГБУ ДПО «АКИПКРО»). |
Актуальность проекта
В настоящее время между государственными институтами и религиозными организациями формируются отношения партнерства в вопросах духовного, нравственного и культурного воспитания, просвещения и образования молодежи.
Актуальность проблемы связана с тем, что в современном мире человек живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера.
В современном обществе наблюдается смещение акцентов в развитии маленьких детей в сторону ранней интеллектуализации, в то время как природные закономерности свидетельствуют о том, что возраст от рождения до 8 лет – это сенситивный период для формирования сенсорной, эмоциональной и нравственных сфер. Именно этот возраст нельзя пропустить для становления представлений о добре и зле, о нравственных эталонах и нравственных нормах поведения и взаимоотношений, именно детские дошкольные учреждения являются одним из резервов духовного возрождения страны, восстановления её многолетних православных традиций.
Проблема сохранения историко-культурного наследия в современных условиях приобрела особую актуальность. История – это история людей, и каждый человек – соучастник бытия прошлого, настоящего и будущего; корни человека – в истории и традициях семьи, своего народа. Ощущая свою причастность к истории, мы заботимся о сохранении всего того, что дорого памяти народной. Следует подчеркнуть, что в настоящее время интерес к памятникам, тревога за их судьбу уже не являются достоянием отдельных специалистов и разрозненных общественных групп. Резкое падение экономики России, утрата духовных идеалов усугубили и без того бедственное положение науки и культуры, что сказалось на состоянии историко-культурного наследия. Ныне глава государства, местные структуры власти постоянно обращаются к проблеме сохранения культурного наследия, подчеркивается необходимость принятия мер по предотвращению утраты памятников.
Политика духовного возрождения, провозглашенная правительством, в случае утраты преемственности лучших традиций культуры не может быть полностью реализована без сохранения и возрождения историко-культурного наследия начиная с важного периода - дошкольного детства. Необходима кардинально – новая методика работы с ребенком-дошкольником, соответствующая современному стандарту дошкольного образования, которая могла бы обеспечить устойчивый познавательный интерес детей, вовлечение семьи в процесс освоения культурного наследия.
Приложение 2 Утверждено приказом Главного управления образования и молодежной политики Алтайского края «___» ________ 2015 г. № _________
|
ПЕРЕЧЕНЬ ТЕМ
в рамках программы по духовно-нравственному воспитанию дошкольников для отработки их пилотными ДОУ
№ п/п |
Наименование темы |
Пилотная площадка |
Ответственные |
1. |
Основы религиозных культур и светской этики в формировании духовно-нравственных качеств личности воспитанников дошкольных организаций. |
МАДОУ «Детский сад № 264» МБДОУ «Детскийсад № 134» |
Заведующий МАДОУ № 264 Байер Юлия Евгеньевна Зам. зав. МБДОУ № 134 Истомина И.Г. Научный руководитель Ан С.А. Научный консультант: Баландина Е.А. |
2. |
Создание развивающей предметно-пространственной среды в формировании духовно-нравственных качеств личности детей дошкольного возраста. |
МАДОУ «Детский сад № 264» МБДОУ «Детскийсад № 134» |
Заведующий МАДОУ № 264 Байер Юлия Евгеньевна Зам. зав. МБДОУ № 134 Истомина И.Г. Научный руководитель Ан С.А. Научный консультант: Баландина Е.А. |
3. |
Семинары-практикумы по разработке образовательного тематического содержания по формированию духовно-нравственных качеств личности детей через адаптацию и внедрение знаний по основам религиозных культур и светской этики в систему работы с детьми дошкольного возраста. |
МАДОУ «Детский сад № 264» МБДОУ «Детскийсад № 134» |
Заведующий МАДОУ № 264 Зам. зав. МБДОУ № 134 Истомина И.Г. Научный руководитель Ан С.А. Научный консультант: Баландина Е.А. |
4. |
Консультирование как форма повышения профессиональной и родительской компетентности в решении проблемы формирования духовно-нравственных качеств личности современных детей. |
МАДОУ «Детский сад № 264» МБДОУ «Детский сад № 134» |
Заведующий МАДОУ № 264 Байер Юлия Евгеньевна Зам. зав. МБДОУ № 134 Истомина И.Г. Научный руководитель Ан С.А. Научный консультант: Баландина Е.А. |
Приложение 3 Утверждено приказом Главного управления образования и молодежной политики Алтайского края «___» ___________ 2015 г. № ________
|
План реализации краевого проекта
по формированию духовно-нравственных качеств личности воспитанников дошкольных образовательных организаций
в 2015-2016 учебном году
№ |
Мероприятие |
Сроки |
Ответственные |
Результат / документ |
|
Региональный уровень |
|||||
|
|||||
1.1 |
Проведение установочного совещания с руководителями и педагогами пилотных дошкольных образовательных организаций |
10.12.2015 |
Заведующий МАДОУ № 264 Байер Юлия Евгеньевна Научный руководитель Ан С.А. |
Программа и протокол совещания |
|
1.2 |
Организация и проведение семинаров для проектных групп пилотных дошкольных образовательных организаций по проектированию программ |
с 17.12.2015 по 25.05.2016. |
Научный руководитель Ан С.А. Научный консультант: Баландина Е.А. |
Программа семинаров |
|
1.3 |
Составление графика консультирования проектных групп пилотных дошкольных образовательных организаций консультантом |
до 25.12.2015 |
Научный руководитель Ан С.А. Научный консультант: Баландина Е.А. |
График консультаций |
|
2. Формирующий этап |
|||||
2.1 |
Оказание консультативной и методической помощи проектным группам пилотных организаций научным руководителем проекта. |
по отдельному графику |
Научный руководитель Ан С.А. Научный консультант: Баландина Е.А. |
Повышение профессиональной компетентности участников проектных групп |
|
2.2 |
Проведение тематических консультаций для проектных групп пилотных дошкольных образовательных организаций научным руководителем проекта |
по запросу пилотных ДОУ |
Научный руководитель Ан С.А. |
Повышение профессиональной компетентности участников проектных групп |
|
2.3 |
Работа отделения педагогов дошкольного образования в рамках краевого методического объединения педагогов (представление образовательных продуктов на странице сайта АКИПКРО) |
сентябрь 2015 – август 2016 |
Заведующий МАДОУ № 264 Байер Юлия Евгеньевна Зам. зав. МБДОУ № 134 Истомина И.Г. |
Повышение профессиональной компетентности педагогов-психологов |
|
2.4 |
Проведение мастер-класса по формированию духовно-нравственных качеств личности детей средствами ОРКиСЭ воспитанников для пилотных дошкольных образовательных организаций |
25.12.2015 по 25..12.2016 |
Заведующий МАДОУ № 264 Байер Юлия Евгеньевна Зам. зав. МБДОУ № 134 Истомина И.Г. Научный консультант: Баландина Е.А. |
Диссеминация опыта работы пилотных ДОО |
|
2.5 |
Организация и проведение круглого стола по итогам реализации пилотного проекта |
до 27.05.2016 |
Заведующий МАДОУ № 264 Байер Юлия Евгеньевна Научный руководитель Ан С.А. |
Резолюция по итогам реализации проекта |
|
3. Мониторинг |
|||||
3.1 |
Экспертиза методических рекомендаций по итогам деятельности пилотных площадок. Подготовка проекта приказа об итогах реализации проекта |
до 29.04.2016 до 15.06.2017 |
Научный руководитель Ан С.А. Научный консультант: Баландина Е.А.
Цирн О.Г. |
Экспертное заключение Приказ Главного управления |
|
3.2 |
Составление и верстка сборника (методического пособия), содержащего описание положительного опыта пилотных дошкольных образовательных организаций по формированию духовно-нравственных качеств личности. |
до 15.07.2017 |
Научный руководитель Ан С.А. Научный консультант: Баландина Е.А. |
Сборник программ (методического пособия) |
|
Уровень образовательной организации |
|||||
1. Подготовительный этап |
|||||
1.1. |
Разработка плана дошкольной образовательной организации по формированию духовно-нравственных качеств личности детей через включение знаний по ОРК и СЭ в систему дошкольного образования |
до 15.12.2015 |
Руководители пилотных дошкольных образовательных организаций (по согласованию) |
Приказ об утверждении плана |
|
1.2. |
Проведение методического семинара (педагогического совета) по обсуждению содержания плана дошкольных образовательных организаций по формированию духовно-нравственных качеств личности детей. |
до .17.12.2015 |
Руководители пилотных дошкольных образовательных организаций (по согласованию) |
Протоколы заседания педагогического (методического) совета |
|
1.3. |
Корректировка образовательных программ по формированию навыков духовно-нравственных качеств личности воспитанников в соответствии с планом дошкольных образовательных организаций |
До 28.12.2015 |
Заместитель заведующего по учебно-воспитательной работе (старший воспитатель), руководители пилотных дошкольных образовательных организаций |
Образовательные программы |
|
1.4. |
Составление перспективного, комплексно-тематического планов образовательной деятельности с воспитанниками |
до 15.12.2015 |
Руководители пилотных дошкольных образовательных организаций (по согласованию) Специалисты пилотных дошкольных образовательных организаций |
Перспективный, комплексно-тематический план образовательной деятельности с воспитанниками |
|
2. Формирующий этап |
|||||
2.1. |
Организация и проведение проектировочных семинаров |
не реже 1 раза в 2 месяца |
Руководители и заместитель заведующего по учебно-воспитательной работе (старший воспитатель) пилотных дошкольных образовательных организаций (по согласованию) Специалисты пилотных дошкольных образовательных организаций |
План проведения семинаров |
|
2.2. |
Постерное консультирование родителей, в том числе средствами проведения вебинаров |
По факту обращения за консультативной поддержкой |
заместитель заведующего по учебно-воспитательной работе (старший воспитатель) пилотных дошкольных образовательных организаций (по согласованию) Специалисты пилотных дошкольных образовательных организаций |
Постеры для родителей |
|
3. Мониторинг |
|||||
3.1 |
Рефлексивный анализ результатов реализации программы по формированию духовно-нравственных качеств личности воспитанников в 2015-2016 учебном году в соответствии с показателями эффективности |
до 30.05.2016 |
Научный руководитель Руководители пилотных дошкольных образовательных организаций (по согласованию) Специалисты пилотных дошкольных образовательных организаций |
Круглый стол для участников проекта |
|
3.2 |
Методические рекомендации, публикации из опыта работы |
В течение года |
Научный руководитель Руководители пилотных дошкольных образовательных организаций (по согласованию) |
Методические рекомендации, публикации из опыта работы |
|
3.3 |
Участие в региональной методической школе для педагогов Алтайского края, реализующих ФГОС дошкольного образования |
Апрель 2016, 2017 |
Научный руководитель Руководители пилотных дошкольных образовательных организаций, педагоги и специалисты ДОО |
Программа проведения региональной методической школы. Буклеты. |
|
3.4 |
Полипарадигмальность современного образования: подходы и направления»- региональная научно-практическая конференция (апрель, 2016).
|
апрель, 2016 |
Научный руководитель Руководители пилотных дошкольных образовательных организаций, педагоги и специалисты ДОО |
Сборник матеиалов конференции. |
|