АДМИНИСТРАЦИЯ АЛТАЙСКОГО КРАЯ

ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ АЛТАЙСКОГО КРАЯ

 

ПРИКАЗ

______________2015г. №________

г. Барнаул

О реализации краевого проекта «Становление основ духовно-нравственного воспитания в дошкольной образовательной организации в условиях реализации ФГОС ДО»

В целях повышения эффективности работы дошкольных образовательных организаций по формированию навыков жизнестойкости воспитанников

п р и к а з ы в а ю:

1.Организовать работу по реализации краевого проекта «Становление основ духовно-нравственного воспитания в дошкольной образовательной организации в условиях реализации ФГОС ДО» на период 2015-2017 (далее – «Проект») в пилотных дошкольных образовательных организациях.

 

2. Утвердить:

2.1. Паспорт (приложение 1) и план мероприятий (приложение 3) по реализации Проекта на 2015-2017 учебный год;

3. Закрепить за пилотной дошкольной образовательной организацией тему Проекта и консультанта (приложение 2).

4. Назначить:

4.1. Научными руководителями Проекта преподавателей ФГБОУ ВО « Алтайского государственного педаго­гического университета»: Ю.В. Атемаскину, к.п.н., кафедры дошкольного и дополнительного образования Института психологии и педагогики и С.А. Ан, д-р филос. наук, профессор кафедры философии и культурологии АлтГПУ.

4.2. Ответственным за организацию и координацию работы по реализации Проекта в муниципальных дошкольных образовательных организациях О.Г. Цирн, ведущего специалиста отдела дошкольного образования Главного управления.

5. Контроль исполнения данного приказа оставляю за собой.

Заместитель начальника Главного управления

М.В. Дюбенкова

Цирн Ольга Георгиевна (3852) 63 70 69

 

Приложение 1

Утверждено приказом Главного управления образования и молодежной политики Алтайского края

«___» ___________ 2015 г. № ________

 

 

ПАСПОРТ ПРОЕКТА

Наименование проекта

Становления основ духовно-нравственного воспитания в дошкольной образовательной организации в условиях реализации ФГОС ДО

Основания для разработки проекта

Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы, утвержденная Указом Президента РФ от 01.06.2012 № 761;

Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р.

Основные разработчики

КГБУ ДПО «Алтайский краевой институт повышения квалификации работников образования», кафедра дошкольного образования.

Исполнители

МБДОУ центр развития ребенка – «Детский сад №133» Октябрьского района г. Барнаула, МАДОУ «Детский сад №264» Индустриального района, г. Барнаула, МБДОУ «Детский сад № 134» Железнодорожного района, г. Барнаула, МБДОУ детский сад №8 комбинированного вида 2 категории города Алейска Алтайского края.

Цель проекта

Обобщение и распространение (диссеминация) опыта работы по духовно-нравственному воспитанию в дошкольной образовательной организации в условиях реализации ФГОС ДО пилотных дошкольных образовательных организаций в дошкольную образовательную практику.

Задачи проекта

1. Организация проектирования программ по духовно-нравственному воспитанию в дошкольной образовательной организации в условиях реализации ФГОС ДО пилотных дошкольных образовательных организаций.

2. Обеспечение консультационного и методического сопровождения в реализации программ духовно-нравственного воспитания в дошкольной образовательной организации в условиях реализации ФГОС ДО пилотной дошкольной образовательной организации.

3. Разработка и реализация методических рекомендаций по внедрению духовно-нравственного воспитания в дошкольной образовательной организации в условиях реализации ФГОС ДО в практику работы дошкольных образовательных организаций Алтайского края.

Сроки реализации проекта

сентябрь 2015 – август 2017

Ожидаемые результаты

Размещение отчетных материалов по результатам реализации проекта на новостном сайте Главного управления, АКИПКРО (1;2 новости в месяц);

Методические рекомендации по организации деятельности дошкольных образовательных организаций Алтайского края, направленных на формирование представлений у воспитанников о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций многонациональной культуры России ;

Родители детей, посещающих экспериментальные группы пилотных детских садов, повысят качество собственных воспитательных практик;

Внедрены инновационные технологии работы с детьми и родителями по социализации детей дошкольного возраста в многоконфессиональной среде, выработки навыков ответственного (позитивного родительства);

Пакет развивающих игр и заданий, обеспечивающих развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности в соответствии с целевыми ориентирами по духовно – нравственному воспитанию;

Критерии оценки результатов деятельности дошкольной образовательной организации по итогам реализации проекта.

Критерии оценки эффективности реализации проекта

Наличие образовательного содержания, дидактического обеспечения, эффективных культурных практик, направленных на формирование основ духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста.

Ресурсы (информационные, экспертные, кадровые, организационные, материально-технические)

Информационные ресурсы: сайты Главного управления, АКИПКРО, образовательных организаций.

Экспертные: научные руководители проекта.

Кадровые ресурсы: педагогический коллектив пилотных ДОУ; научные руководители проекта.

Организационные: нормативно-правовые документы, регламентирующие реализацию проекта.

Материально-технические ресурсы пилотных ДОУ.

Партнеры

ФГБОУ ВПО «Алтайский государственный университет»;

ФГБОУ ВПО «Алтайский государственный педагогический университет».

Целевая аудитория

Руководители ДОО, педагоги и специалисты дополнительного образования дошкольных образовательных организаций, воспитанники и родители (законные представители).

Система управления проектом (формы контроля)

Аналитическая справка по результатам реализации проекта на каждом его этапе.

Презентация опыта на новостном сайте, стажерских практиках, конференциях, семинарах, в СМИ.

Перспективы развития проекта

Внедрение успешных практик в дошкольные образовательные организации Алтайского края с 15.09.2017.

Информационные источники

Сайт Главного управления образования и молодежной политики Алтайского края; сайты образовательных организаций (КГБОУ «АКЦДК», КГБУ ДПО «АКИПКРО»).

Актуальность проекта

В настоящее время между государственными институтами и религиозными организациями формируются отношения партнерства в вопросах духовного, нравственного и культурного воспитания, просвещения и образования молодежи.

Актуальность проблемы связана с тем, что в современном мире человек живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера.

В современном обществе наблюдается смещение акцентов в развитии маленьких детей в сторону ранней интеллектуализации, в то время как природные закономерности свидетельствуют о том, что возраст от рождения до 8 лет – это сенситивный период для формирования сенсорной, эмоциональной и нравственных сфер. Именно этот возраст нельзя пропустить для становления представлений о добре и зле, о нравственных эталонах и нравственных нормах поведения и взаимоотношений, именно детские дошкольные учреждения являются одним из резервов духовного возрождения страны, восстановления её многолетних православных традиций.

Проблема сохранения историко-культурного наследия в современных условиях приобрела особую актуальность. История – это история людей, и каждый человек – соучастник бытия прошлого, настоящего и будущего; корни человека – в истории и традициях семьи, своего народа. Ощущая свою причастность к истории, мы заботимся о сохранении всего того, что дорого памяти народной. Следует подчеркнуть, что в настоящее время интерес к памятникам, тревога за их судьбу уже не являются достоянием отдельных специалистов и разрозненных общественных групп. Резкое падение экономики России, утрата духовных идеалов усугубили и без того бедственное положение науки и культуры, что сказалось на состоянии историко-культурного наследия. Ныне глава государства, местные структуры власти постоянно обращаются к проблеме сохранения культурного наследия, подчеркивается необходимость принятия мер по предотвращению утраты памятников.

Политика духовного возрождения, провозглашенная правительством, в случае утраты преемственности лучших традиций культуры не может быть полностью реализована без сохранения и возрождения историко-культурного наследия начиная с важного периода - дошкольного детства. Необходима кардинально – новая методика работы с ребенком-дошкольником, соответствующая современному стандарту дошкольного образования, которая могла бы обеспечить устойчивый познавательный интерес детей, вовлечение семьи в процесс освоения культурного наследия.

Приложение 2

Утверждено приказом Главного управления образования и молодежной политики Алтайского края

«___» ________ 2015 г. № _________

 

ПЕРЕЧЕНЬ ТЕМ

в рамках программы по духовно-нравственному воспитанию дошкольников для отработки их пилотными ДОУ

№ п/п

Наименование темы

Пилотная площадка

Ответственные

1.

Основы религиозных культур и светской этики в фор­мировании духовно-нравственных качеств личности воспитанников дошкольных организаций.

МАДОУ «Детский сад № 264»

МБДОУ «Детскийсад № 134»

Заведующий МАДОУ № 264

Байер Юлия Евгеньевна

Зам. зав. МБДОУ № 134

Истомина И.Г.

Научный руководитель Ан С.А.

Научный консультант: Баландина Е.А.

2.

Создание развивающей предметно-про­странственной среды в формировании духовно-нравственных качеств личности детей дошкольного воз­раста.

МАДОУ «Детский сад № 264»

МБДОУ «Детскийсад № 134»

Заведующий МАДОУ № 264

Байер Юлия Евгеньевна

Зам. зав. МБДОУ № 134

Истомина И.Г.

Научный руководитель Ан С.А.

Научный консультант: Баландина Е.А.

3.

Семинары-практикумы по разработке образовательного тематического содержания по формированию духовно-нравственных качеств личности детей через адаптацию и внедрение знаний по основам религиозных культур и светской этики в систему работы с детьми дошкольного воз­раста.

МАДОУ «Детский сад № 264»

МБДОУ «Детскийсад № 134»

Заведующий МАДОУ № 264

Зам. зав. МБДОУ № 134

Истомина И.Г.

Научный руководитель Ан С.А.

Научный консультант: Баландина Е.А.

4.

Консультирование как форма повышения про­фессиональной и родитель­ской компетентности в реше­нии проблемы формирования духовно-нравственных качеств личности современных детей.

МАДОУ «Детский сад № 264»

МБДОУ «Детский сад № 134»

Заведующий МАДОУ № 264

Байер Юлия Евгеньевна

Зам. зав. МБДОУ № 134

Истомина И.Г.

Научный руководитель Ан С.А.

Научный консультант: Баландина Е.А.

 

Приложение 3

Утверждено приказом Главного управления образования и молодежной политики Алтайского края

«___» ___________ 2015 г. № ________

 

 

 

 

 

 

 

План реализации краевого проекта

по формированию духовно-нравственных качеств личности воспитанников дошкольных образовательных организаций

в 2015-2016 учебном году


Мероприятие

Сроки

Ответственные

Результат / документ

Региональный уровень

  1. Подготовительный этап

1.1

Проведение установочного совещания с руко­водителями и педагогами пилотных дошколь­ных образовательных организаций

10.12.2015

Заведующий МАДОУ № 264 Байер Юлия Евгеньевна

Научный руководитель Ан С.А.

Программа и протокол со­вещания

1.2

Организация и проведение семинаров для про­ектных групп пилотных дошкольных образова­тельных организаций по проектированию про­грамм

с 17.12.2015 по 25.05.2016.

Научный руководитель Ан С.А.

Научный консультант: Баландина Е.А.

Программа семинаров

1.3

Составление графика консультирования про­ектных групп пилотных дошкольных образо­вательных организаций консультантом

до 25.12.2015

Научный руководитель Ан С.А.

Научный консультант: Баландина Е.А.

График консультаций

2. Формирующий этап

2.1

Оказание консультативной и методической помощи проектным группам пилотных органи­заций научным руководителем проекта.

по отдельному графику

Научный руководитель Ан С.А.

Научный консультант: Баландина Е.А.

Повышение профессио­нальной компетентности участников проектных групп

2.2

Проведение тематических консультаций для проектных групп пилотных дошкольных обра­зовательных организаций научным руководи­телем проекта

по запросу пи­лотных ДОУ

Научный руководитель Ан С.А.

Повышение профессио­нальной компетентности участников проектных групп

2.3

Работа отделения педагогов дошкольного обра­зования в рамках краевого методического объ­единения педагогов (представление образова­тельных продуктов на странице сайта АКИПКРО)

сентябрь 2015 –

август 2016

Заведующий МАДОУ № 264 Байер Юлия Евгеньевна

Зам. зав. МБДОУ № 134

Истомина И.Г.

Повышение профессио­нальной компетентности педагогов-психологов

2.4

Проведение мастер-класса по формированию духовно-нравственных качеств личности детей средствами ОРКиСЭ воспитанников для пилотных дошкольных образовательных организаций

25.12.2015

по 25..12.2016

Заведующий МАДОУ № 264 Байер Юлия Евгеньевна

Зам. зав. МБДОУ № 134

Истомина И.Г.

Научный консультант: Баландина Е.А.

Диссеминация опыта ра­боты пилотных ДОО

2.5

Организация и проведение круглого стола по итогам реализации пилотного проекта

до 27.05.2016

Заведующий МАДОУ № 264 Байер Юлия Евгеньевна

Научный руководитель Ан С.А.

Резолюция по итогам реа­лизации проекта

3. Мониторинг

3.1

Экспертиза методических рекомендаций по итогам деятельности пилотных площадок.

Подготовка проекта приказа об итогах реа­лизации проекта

до 29.04.2016

до 15.06.2017

Научный руководитель Ан С.А.

Научный консультант: Баландина Е.А.

 

Цирн О.Г.

Экспертное заключение

Приказ Главного управле­ния

3.2

Составление и верстка сборника (методиче­ского пособия), содержащего описание поло­жительного опыта пилотных дошкольных об­разовательных организаций по формированию духовно-нравственных качеств личности.

до 15.07.2017

Научный руководитель Ан С.А.

Научный консультант: Баландина Е.А.

Сборник программ (мето­дического пособия)

Уровень образовательной организации

1. Подготовительный этап

1.1.

Разработка плана дошкольной образовательной организации по формированию духовно-нравственных качеств личности детей через включение знаний по ОРК и СЭ в систему дошкольного образования

до 15.12.2015

Руководители пилот­ных дошкольных обра­зовательных организа­ций (по согласованию)

Приказ об утверждении плана

1.2.

Проведение методического семинара (педаго­гического совета) по обсуждению содержания плана дошкольных образовательных организа­ций по формированию духовно-нравственных качеств личности детей.

до .17.12.2015

Руководители пилот­ных дошкольных обра­зовательных организа­ций (по согласованию)

Протоколы заседания пе­дагогического (методиче­ского) совета

1.3.

Корректировка образовательных программ по формированию навыков духовно-нравственных качеств личности вос­питанников в соответствии с планом дошколь­ных образовательных организаций

До 28.12.2015

Заместитель заведую­щего по учебно-воспи­тательной работе (старший воспитатель), руководители пилот­ных дошкольных обра­зовательных организа­ций

Образовательные про­граммы

1.4.

Составление перспективного, комплексно-те­матического планов образовательной деятель­ности с воспитанниками

до 15.12.2015

Руководители пилот­ных дошкольных обра­зовательных организа­ций (по согласованию) Специалисты пилот­ных дошкольных обра­зовательных организа­ций

Перспективный, ком­плексно-тематический план образовательной дея­тельности с воспитанни­ками

2. Формирующий этап

2.1.

Организация и проведение проектировочных семинаров

не реже 1 раза в 2 месяца

Руководители и заме­ститель заведующего по учебно-воспита­тельной работе (стар­ший воспитатель) пи­лотных дошкольных образовательных орга­низаций (по согласова­нию) Специалисты пи­лотных дошкольных образовательных орга­низаций

План проведения семина­ров

2.2.

Постерное консультирование родителей, в том числе средствами проведения вебинаров

По факту обра­щения за кон­сультативной поддержкой

заместитель заведую­щего по учебно-воспи­тательной работе (старший воспитатель) пилотных дошкольных

образовательных

организаций (по со­гласованию) Специа­листы пилотных до­школьных образова­тельных организаций

Постеры для родителей

3. Мониторинг

3.1

Рефлексивный анализ результатов реализации программы по формированию духовно-нравственных качеств личности воспитанников в 2015-2016 учебном году в соответствии с показателями эффектив­ности

до 30.05.2016

Научный руководитель

Руководители пилотных дошкольных образова­тельных организаций (по согласованию) Спе­циалисты пилотных дошкольных образова­тельных организаций

Круглый стол для участ­ников проекта

3.2

Методические рекомендации, публикации из опыта работы

В течение года

Научный руководитель

Руководители пилотных дошкольных образова­тельных организаций (по согласованию)

Методические рекоменда­ции, публикации из опыта работы

3.3

Участие в региональной методической школе для педагогов Алтайского края, реализующих ФГОС дошкольного образования

Апрель 2016, 2017

Научный руководитель

Руководители пилотных дошкольных образова­тельных организаций, педагоги и специалисты ДОО

Программа проведения ре­гиональной методической школы. Буклеты.

3.4

Полипарадигмальность современного образования: подходы

и направления»- региональная научно-практическая конференция (апрель, 2016).

 

 

 

 

 

апрель, 2016

Научный руководитель

Руководители пилотных дошкольных образова­тельных организаций, педагоги и специалисты ДОО

Сборник матеиалов конференции.

           

 

Go to top