Принята на заседании педагогического совета от «____»________2015г. протокол №__________ |
УТВЕРЖДАЮ __________А.Ю.Берлова «____»__________2015 |
ПРОГРАММА
работы с одаренными детьми
в муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад №134»
Авторы: Истомина Ирина Геннадьевна- старший воспитатель, |
г.Барнаул
ОГЛАВЛЕНИЕ
I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ 1.1Пояснительная записка. |
3-6 3 |
1.2.Актуализация проблемы "Работа с одарёнными и талантливыми дошкольниками". |
3-4 |
1.3.Концепция программы. |
4-5 |
1.4.Принципы педагогической деятельности в работе с одаренными детьми. |
5 |
1.5.Формы работы с одаренными детьми. |
5 |
1.6.Цель программы. |
6 |
1.7.Задачи. |
6 |
II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ. 2.1.Основные направления реализации программы |
6-7 |
2.2.Организация воспитательной работы в рамках программы |
7 |
2.3.Принципы педагогической деятельности в работе с одаренными детьми. |
7 |
2.4.Предполагаемые результаты. |
7 |
III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ |
8-9 |
Литература |
10-12 |
I. Целевой раздел.
1.1. Пояснительная записка
Одаренность — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми. Толковый словарь под редакцией С.И.Ожегова объясняет слово "одарённость” следующим образом: "То же, что талантливый…”. А уж талантливый - "…это человек, обладающий врождёнными качествами, особыми природными способностями”. Если вдуматься в это определение, то можно прийти к старой истине, что неталантливых, а, следовательно, не одарённых от природы людей не бывает. Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.
На сегодняшний день большинство психологов признают, что уровень, качественное своеобразие и характер развития одаренности — это всегда результат сложного взаимодействия наследственности (природных задатков) и социальной среды, опосредованного деятельностью ребенка (игровой, учебной, трудовой). При этом особое значение имеют собственная активность ребенка, а также психологические механизмы саморазвития личности, лежащие в основе формирования и реализации индивидуального дарования.
Проблема «нераскрытости» детей заключается в том, что воспитание в семье не всегда помогает раскрыться личности ребенка, а система воспитательно - образовательного процесса в ДОУ не позволяет «рассмотреть» особенности каждого ребенка. Воспитательный процесс в детском саду предполагает, что ребенок должен соответствовать стандарту тех требований, которые к нему предъявляются. Таким образом, многогранность и сложность явления одаренности определяет целесообразность существования разнообразных направлений, форм и методов работы с одаренными детьми.
Кому-то дан дар слова, кто-то явно имеет художественные способности, кто-то музыкален. Есть дети, способные к анализу, а есть - имеющие склонность к обобщению, есть прирождённые исследователи, которым часто интересен сам процесс исследования даже больше, чем его объект.
Само желание заниматься исследовательской деятельностью свидетельствует об одарённости. Ребята с увлечением осваивают простейшие способы научной деятельности: наблюдение, опрос, тестирование, обработка полученных данных, подведение итогов, планирование дальнейшей работы. Когда проблема есть, когда принято решение о том, что нужно делать, чтобы её решить, ребята действительно увлекаются.
Конечная задача педагога не в том, чтобы выявить, кто одарён больше, кто меньше, а предоставить возможность для развития разных по одарённости детей.
Творческое отношение к изучаемому предмету стимулирует проявление одарённости. Ребята радуются тому, что они имеют успех, и эти положительные эмоции подталкивают их к развитию своих, пусть и очень небольших, способностей.
Это очень важно для становления человеческой личности, ведь в процессе обучения ребята должны научиться вырабатывать потребность развивать свои природные данные, ценить самое маленькое зёрнышко таланта…
1.2. Актуализация проблемы "Работа с одарёнными и талантливыми дошкольниками"
Актуализация проблемы обусловлена изменениями, произошедшими в последней четверти XX века: качественный скачок в развитии новых технологий повлёк за собой резко возросшую потребность общества в людях, обладающих нестандартным мышлением, вносящих новое содержание во все сферы жизнедеятельности, умеющих ставить и решать новые задачи. Неслучайно популярными стали слова известного психолога К. Роджерса (1987) о том, что " если в современном обществе мы не будем иметь людей, которые конструктивно реагируют на малейшие изменения в общем развитии, мы можем погибнуть, и это будет та цена, которую мы все заплатим за отсутствие творческости". ДОУ, не может при формировании социального заказа, не учитывать потребностей общества в развитии творчества подрастающего поколения и поиске одарённых детей. Раннее выявление, воспитание и обучение талантливых дошкольников является прекрасной возможностью для качественного и эффективного образования в дальнейшем. При организации работы с одаренными детьми в условиях ДОУ, речь должна идти о создании такой образовательной среды, которая обеспечивала бы возможность развития и проявления творческой активности как одаренных детей и детей с повышенной готовностью к обучению, так и детей со скрытыми формами одаренности.
1.3. Концепция программы
Выявление одаренных детей должно начинаться уже в дошкольном детстве на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления. Работа с одаренными и способными детьми, их поиск, выявление и развитие должны стать одним из важнейших аспектов деятельности ДОУ.
Одаренные дети:
-имеют более высокие по сравнению с большинством интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и проявления;
-имеют доминирующую активную, ненасыщенную познавательную потребность;
-испытывают радость от добывания знаний, умственного труда.
Условно можно выделить следующие категории одаренных детей:
-Дети с необыкновенно высокими общими интеллектуальными способностями.
-Дети с признаками специальной умственной одаренности в определенной области наук и конкретными академическими способностями.
-Дети с высокими творческими (художественными) способностями.
-Дети с высокими лидерскими (руководящими) способностями.
-Дети, обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью мышления и психического склада.
1.4.Принципы педагогической деятельности в работе с одаренными детьми:
-принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;
-принцип возрастания роли дополнительного образования;
-принцип индивидуализации и дифференциации обучения;
-принцип создания условий для совместной работы детей при минимальном участии воспитателя;
1.5.Формы работы с одаренными детьми:
-групповые занятия с одаренными детьми;
-конкурсы, викторины , интеллектуальные игры, спортивные игры;
-работа по индивидуальным планам;
-исследовательская деятельность.
Учитывая многообразие, разноликость и индивидуальное своеобразие проявления одаренности, организация работы по обучению и развитию одаренных детей требует предварительного ответа на следующие вопросы:
-С каким видом одаренности мы имеем дело (общая или специальная в виде спортивной, художественной или иной);
-В какой форме может проявиться одаренность: явной, скрытой, потенциальной;
-Какие задачи работы с одаренными являются приоритетными: развитие наличных способностей; психолого-педагогическая поддержка и помощь; моделирование и экспертиза образовательной среды, включая мониторинг использования инновационных технологий и результативности деятельности с одаренными детьми.
1.6.Цель программы:
-создать условия для выявления, поддержки и развития одаренных детей, их самореализации в соответствии со способностями.
1.7.Задачи:
-изучение природы детской одаренности;
-выявление и отбор как собственно одаренных и талантливых детей, так и способных, -создание условий для развития творческого потенциала личности таких детей;
-создание базы данных в рамках Программы;
-внедрение в учебный процесс интерактивных технологий;
-организация совместной работы ДОУ и прочих учреждений по поддержке одаренности;
-подготовка и повышение квалификации кадров по работе с одаренными детьми.
Задачи первой ступени образования детей:
-определение и развитие творческого потенциала детей;
-развитие интереса к исследовательской деятельности;
-формирование основ теоретического мышления;
-формирование элементов самостоятельной деятельности;
-развитие образного восприятия и элементов воображения как основы творческой деятельности;
-формирование положительного отношения к себе, человеку;
-формирование ценностного отношения к миру, жизни, обществу.
II. Содержательный раздел.
2.1.Основные направления реализации программы
«Одаренные дети»:
-Выявление одаренных детей;
-Создание банка данных «Одаренные дети»;
-Разработка индивидуальных форм работы;
-Использование в учебном процессе современных, интерактивных технологий;
-Использование активных форм и методов организации образовательного процесса;
-Организация образовательной среды для развития творческого потенциала детей.
-Включение детей в проектную деятельность.
2.2.Организация воспитательной работы в рамках программы:
-Формирование духовного потенциала личности, её развития, направленного на творческое самовыражение, самоутверждение и самореализацию;
-Формирование общечеловеческих ценностей, общекультурной компетенции;
-Формирование высокой речевой культуры;
-Пропаганда здорового образа жизни;
-Развитие научно-исследовательских навыков и творческих способностей одарённых детей.
2.3.Принципы педагогической деятельности в работе с одаренными детьми:
-Принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;
-Принцип возрастания роли дополнительного образования;
-Принцип индивидуализации и дифференциации обучения;
-Принцип интеграции интеллектуального, морального, эстетического и физического развития;
-Принцип гуманизма и демократизма.
2.4.Предполагаемые результаты:
-увеличение количества детей, адекватно проявляющих свои интеллектуальные или иные способности;
-повышение качества образования и воспитания дошкольников в целом;
-положительная динамика процента участников и призеров конкурсов различного уровня;
-повышение социального престижа ДОУ на местном, муниципальном уровне.
III. Организационный раздел.
План работы с одаренными детьми на 2015-2016 учебный год.
Цель: уделять особое внимание психолого – педагогической поддержке одарённых (высокомотивированных детей), ранней диагностики одарённости детей в различных областях, усиление научно – методического сопровождения по данному направлению; исходить из принципа : каждый ребёнок от природы одарён по своему.
Задача: предусматривать степень и метод самораскрытия одарённых и высокомотивированных детей;
в самораскрытии
Сроки |
Содержание деятельности |
Ответственные |
|
Сентябрь |
1. Создание плана- программы работы с одаренными детьми на 2015/2016 учебный год. 2.Составление базы одаренных детей (наблюдения, диагностирование, анкетирование родителей, беседы, изучение интересов детей) 3.Мониторинг способностей детей, индивидуальные беседы. |
Ст. воспитатель, педагоги ДОУ |
|
1.Детская спартакиада(футбол) 2.Осенний кросс |
Ст. воспитатель, педагоги ДОУ |
||
октябрь |
1.Организация работы кружков по интересам 2.Круглый стол «Личностные проблемы одарённого ребёнка и пути их преодоления» (по результатам диагностики – педагогический совет) |
Ст. воспитатель, педагоги ДОУ |
|
1.«День веселого мяча» (игры, конкурсы, соревнования с использованием мяча. 2.Поэтический конкурс «Краски Осени. |
Ст. воспитатель, педагоги ДОУ |
||
ноябрь |
1.Создание портфолио одаренных детей |
Ст. воспитатель, педагоги ДОУ |
|
декабрь |
1.Заседание творческой групп: использование новых форм работы с одаренными и высокомотивированными детьми. |
Ст. воспитатель, педагоги ДОУ |
|
2.Конкурс «Лучшая новогодняя сказка. |
|||
январь |
|||
1.Зимняя спартакиада |
Ст. воспитатель, педагоги ДОУ |
||
февраль |
1.Продолжение работы по созданию банка данных об одаренных детях |
Ст. воспитатель, педагоги ДОУ |
|
2.Неделя творчества: «Зимняя мозаика» |
Ст. воспитатель, педагоги ДОУ |
||
март |
1.Создание модели работы ДОУ с родителями одаренных детей (как части основной модели). |
Ст. воспитатель, педагоги ДОУ |
|
2.Выставка детских рисунков: «Для мамы с любовью» |
Ст. воспитатель, педагоги ДОУ |
||
апрель |
1.Методическая гостиная: «Спортивные игры – как форма повышения двигательной активности и открытия новых спортивных талантов» |
Ст. воспитатель |
|
2.Выставка детского творчества: «Весенняя капель» 3.Спортивные соревнования: «Отряд юных космонавтов» |
Ст. воспитатель, педагоги ДОУ |
||
май |
1.Подведение итогов работы ДОУ с одаренными детьми 2.Акция « День Победы посвящается» |
Ст. воспитатель, педагоги ДОУ |
|
1.Итоговая выставка работы кружков по интересам |
Ст. воспитатель, педагоги ДОУ |
Литература
1. Азаров Ю. Ускоренное выявление и развитие детских дарований // Воспитание школьников. - 2009. - № 1. - С.25-31.
2. Антонова Е. Е. Педагогическая креативность как ведущий компонент структуры педагогической одарённости // Завуч. Управление современной школой. - 2009. - № 5. - С.117-124.
3. Барбитова А. Д. Проблема одаренности: от теории к практике // Управление современной школой. Завуч для администрации школ. - 2009. - № 8. - С.9-20.
4. Галянт И. Г. Принципы художественно-творческого воспитания дошкольников // Начальная школа плюс. - 2009. - № 12. - С.23-30.
5. Галянт И. О проблемах художественной одарённости дошкольников // Дошкольное воспитание. - 2009. - № 7. - С.31-38.
6. Генералова Н. С. Методы работы с одаренными детьми в условиях общеобразовательной школы // Управление современной школой. Завуч для администрации школ. - 2009. - № 8. - С.78-81.
7. Гердт, Н. И. Художественная деятельность как ведущий способ развития творческой одаренности детей дошкольного возраста // Начальная школа плюс. - 2009. - № 12. - С.30-34.
8. Гончарова Е. М. Развитие творческой одарённости младших школьников // Начальная школа плюс. - 2009. - № 8. - С.11-13.
9. Дворжецка Л. В. Выявление и развитие креативных способностей учащихся // Управление современной школой. Завуч для администрации школ. - 2009. - № 8. - С.78-81.
10. Джиджавадзе, Л. А. Программы работы образовательного учреждения с учащимися, имеющими высокий уровень учебной мотивации // Управление современной школой. Завуч для администрации школ. - 2009. - № 8. - С.87-107.
11. Долженкова, Т. В. Организация работы с одарёнными школьниками как один из параментров оценки качества образования // Приложение к журналу "Методист" Мастер-класс. - 2008. - №7. - С.15-17.
12. Евтушенко, И. Н. Гендерные особенности и развитие одаренности детей дошкольного возраста // Начальная школа плюс. - 2009. - № 12. - С.15-21.
13. Евтушенко И. Детская одарённость и родители // Дошкольное воспитание. - 2009. - № 7. - С.46-51.
14. Емельянова, И. Е. Особенности организации деятельности одаренных детей // Начальная школа плюс. - 2009. - № 12. - С.21-23.
15. Емельянова, И. Е. Особенности организации исследовательской деятельности одаренных детей // Начальная школа плюс. - 2009. - № 12. - С.15-21.
16. Емельянова, И. Творческий потенциал дошкольника в аспекте актуализации детской одарённости // Дошкольное воспитание. - 2009. - № 7. - С.27-30.
17. Коваленко, Н. В. Программа деятельности педагогического коллектива школы по работе с одаренными детьми // Управление современной школой. Завуч для администрации школ. - 2009. - № 8. - С.119-123.
18. Копёшкина, С. "Функцией школы должно стать воспитание "средних талантов" // Вестник образования. . - 2009. - № 19. - С.12-17.
19. Копытов, А. Д. О формировании практического и творческого мышления в процессе развития детской одаренности // Управление современной школой. Завуч для администрации школ. - 2009. - № 8. - С.70-75.
20. Левит, М. В. Образование одаренных в гимназическом образовательном пространстве // Управление современной школой. Завуч для администрации школ. - 2009. - № 8. - С.34-45.
21. Лейтес, Н. С. О признаках детской одаренности // Управление современной школой. Завуч для администрации школ. - 2009. - № 8. - С.45-52.
22. Менделевич, С. Принципы и технология обучения одарённых детей. // Директор школы. - 2007. - № 9. - С. 59-65.
23. Монина, Г. Б. Стратегия помощи детям с двойной исключительностью: Одарённость с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью // Начальная школа плюс. - 2009. - № 6. - С.82-84.
24. Назарова, А. Е. План работы школы с одарёнными и наиболее подготовленными учащимися. // Практика административной работы в школе. - 2008. - № 4. - С.51-53.
25. Назарова, А. Е. План работы школы с одарёнными и наиболее подготовленными учащимися. // Практика административной работы в школе. - 2008. - № 4. - С.51-53.
26. Нохрина, Н. А. Диалог педагога и психолога в диагностике одаренных детей // Управление современной школой. Завуч для администрации школ. - 2009. - № 8. - С.81-87.
27. Пасечник, Л. Дети с особыми познавательными потребностями // Дошкольное воспитание. - 2009. - № 1. - С.4-10.
28. Пасечник, Л. Одарённый ребёнок - особая ценность для общества // Дошкольное воспитание. - 2009. - № 2. - С.13-22.
29. Песечник, Л. Одарённые дети в детском саду и в семье (статья вторая) // Дошкольное воспитание. - 2009. - № 4. - С.14-21.
30. Письмо Минобрнауки России от 23.05.07 № 06-946 "О Московском международном форуме "Одарённые дети"". // Справочник руководителя образовательного учреждения. - 2007. - № 10. - С.104-106.
31. Савенков, А. И. Детская одаренность и проблема жизненной успешности // Управление современной школой. Завуч для администрации школ. - 2009. - № 8. - С.9-20.
32. Соколова, Т. А. Использование арт-педагогических технологий с работе с одарёнными детьми // Методист. - 2008. - № 10. - С.49-54.
33. Соловьёва, А. В. Основные направления психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса в школе искусств "ДЦДР" // Методист. - 2009. - № 5. - С. 34-38.
34. Ткачук, В. М. Система работы с одарёнными детьми в НОУ "Эврика" // Методист. - 2009. - № 8. - С. 35-36.
35. Трубайчук Л. В. Феноменология дошкольного возраста в аспекте развития одарённости // Начальная школа плюс. - 2009. - № 12. - С.15-21.
36. Трубайчук, Л. В. Феноменология дошкольного возраста в аспекте развития одаренности ребенка // Начальная школа плюс. - 2009. - № 11. - С.10-15.
37. Трубайчук, Л. Одарённый ребёнок дошкольного возраста как развивающийся феномен // Дошкольное воспитание. - 2009. - № 9. - С.32-35.
38. Фурсова, М.Ю. Выявление и развитие детских талантов и одаренности // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. - 2009. - № 10. - С.38-44.
39. Циклограмма работы с одарёнными детьми. // Практика административной работы в школе. - 2008. - № 1. - С.34-39.
40. Чичель И. Д. О педагогической поддержке одаренного ребенка // Управление современной школой. Завуч для администрации школ. - 2009. - № 8. - С.63-70.
41. Шайдуллина, Г. Р. Интерактивный проект "Перспектива" в рамках реализации комплексно-целевой программы "Одарённые дети" // Методист. - 2009. - № 3. - С. 16-24.
42. Шебеко, В. Дошкольный возраст: выявление психомоторной одарённости // Дошкольное воспитание. - 2008. - № 10. - С.23-27.
43. Шебеко, В. Дошкольный возраст: психомоторная одарённость. // Дошкольное воспитание. - 2008. - №7. - С.42-48.
44. Шустова, Л. П. Гендерные аспекты в работе с одаренными детьми // Управление современной школой. Завуч для администрации школ. - 2009. - № 8. - С.60-63.